Права потребителя

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 09.01.2002 "О защите прав потребителей", Рекомендациями МАРТ для продавцов при осуществлении Интернет-торговли от 22.07.2014 «О мерах по обеспечению соблюдения законодательства о защите прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли».


1. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе потребовать на выбор:

- замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

- соразмерного уменьшения покупной цены товара;

- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

- возмещения расходов по устранению недостатков товара;

- расторжения договора купли-продажи и возмещения убытков, причиненных потребителю в полном объеме.

 

Вместо предъявления указанных требований потребитель вправе расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом потребитель по требованию и за счет продавца должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. Потребитель вправе возвратить такой товар без потребительской упаковки.

 

2. Претензию потребитель может предъявить путем:

- оформления письменного заявления в адрес продавца;

- учинения записи в книге замечаний и предложений.

 

3. Потребитель вправе предъявить продавцу претензию о недостатках товара в течение гарантийного срока или срока годности на товар. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены либо гарантийные сроки которых составляют менее двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу претензию о недостатках товара, если недостатки обнаружены в течение двух лет со дня передачи таких товаров продавцом потребителю.

 

4. Обоснованные требования потребителя должны быть удовлетворены продавцом (изготовителем, поставщиком) незамедлительно, а в случае, если удовлетворить требования потребителя не представляется возможным, в следующие сроки:

- требование о расторжении договора купли-продажи, либо соразмерном уменьшении покупной цены товара, либо возмещении расходов по устранению недостатков товара - в течение 7 дней, при необходимости проведения экспертизы - в течение 14 дней;

- требование о безвозмездном устранении недостатков товара - в течение 14 дней;

- требование о замене товара - в течение 14 дней, а при отсутствии у продавца соответствующего товара - в течение месяца.

 

5. В случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты, не исполняет обязанности по передаче товара потребителю в установленный договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать:

- передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;

- возврата суммы предварительной оплаты за товар, не переданный продавцом.


Обязанности продавца


В соответствии с Законом Республики Беларусь "О защите прав потребителей", Правилами продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. N 31 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 июня 2021 г. N 363, Рекомендациями МАРТ для продавцов при осуществлении Интернет-торговли от 22.07.2014 «О мерах по обеспечению соблюдения законодательства о защите прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли».


1. При продаже товаров через Интернет-магазины до сведения потребителя должна доводиться следующая информация:


1.1. на главной странице сайта Интернет-магазина:

- полное наименование и место нахождения юридического лица, а также информация о государственной регистрации юридического лица;

- номера контактных телефонов, адрес электронной почты продавца, а также лица, уполномоченного продавцом рассматривать обращения покупателей о нарушении их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей;

- номера контактных телефонов работников местных исполнительных и распорядительных органов по месту государственной регистрации продавца, уполномоченных рассматривать обращения покупателей в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц;

- режим работы;

- способы оплаты товаров и их доставки;

- дата включения сведений об интернет-магазине в Торговый реестр Республики Беларусь.

 

1.2. на любой странице сайта Интернет-магазина:

- образцы платежных документов, формируемых с использованием кассового оборудования, подтверждающих прием продавцом от покупателя наличных денежных средств;

- информация о возможности оплаты товара путем дистанционного перечисления денежных средств;

- следующая информация о товаре: наименование товара; цена, условия приобретения и оплаты товара, а также способы оплаты товара; способы и сроки доставки товара; цена и условия оплаты доставки товаров; гарантийный срок, если он установлен; полное наименование, место нахождения изготовителя, а также при наличии – организации или ИП, осуществляющей деятельность по ввозу товаров на территорию Республики Беларусь для их последующей реализации, представителя, ремонтной организации; страна происхождения товара, если она не совпадает с местом нахождения изготовителя; информация о том, что товар были в употреблении или в нем устранялся недостаток, в том числе об имеющихся в товаре недостатках, размещаемая с наименованием товара.

 

1.3. Следующая информация может доводиться до сведения покупателей в устной форме либо по требованию покупателя в письменной форме:

- указание на нормативные документы, устанавливающие требования к качеству товара (для товаров, выпускаемых по таким нормативным документам);

- сведения об основных потребительских свойствах товаров; рекомендации и (или) ограничения по использованию, если их использование без этих рекомендаций и (или) ограничений затруднено либо может причинить вред здоровью покупателей, их имуществу;

- дата изготовления а также срок службы, и (или) срок годности, и (или) срок хранения товара, указание условий хранения товара, если они отличаются от обычных условий хранения соответствующих товаров либо требуют специальных условий хранения, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товар по истечении указанных сроков представляет опасность для жизни, здоровья, наследственности, имущества покупателя и окружающей среды или становится непригодными для использования по назначению;

- сведения об обязательном подтверждении соответствия товара, подлежащего обязательному подтверждению соответствия;

- количество или комплектность товара; сведения о классах энергоэффективности товаров в случаях, если их установление предусмотрено законодательством;

- полное наименование и место нахождения юридического лица или ИП, уполномоченного продавцом на доставку товаров;

- информация об условиях, сроках и порядке расторжения договора, в том числе в случае отказа покупателя от исполнения договора до передачи ему товаров, включая информацию о порядке возврата денежной суммы, уплаченной за товары;

- иные сведения, которые в соответствии с законодательством, техническими регламентами Таможенного союза и Евразийского экономического союза или соответствующими договорами обязательны для предоставления покупателю, в том числе сведения, относящиеся к соответствующему договору и предоставляемые по просьбе покупателя.

 

2. Вся информация должна доводиться до сведения потребителя на белорусском или русском языке.

 

3. Цена товаров должна указываться исключительно в белорусских рублях.

 

4. При предоставлении скидок информация об их размере доводится до покупателей в процентном отношении к установленной цене товаров либо в абсолютном выражении в денежных единицах. (Например: "Скидки от 10% до 50% от цены товара" или "Скидки от 10 рублей от цены товара").

 

5. В момент доставки товара потребитель вправе отказаться от приобретения товара без возмещения продавцу расходов, если потребителю не была предоставлена вся необходимая информация о товаре.

 

6. Продавец обязан принять претензию потребителя и рассмотреть ее в установленном Законом Республики Беларусь "О защите прав потребителей" порядке.